Обзор функций мобильной кассы FPrintPay-90АК
Компактные кассовые аппараты, которые просто пробивают чек, давно представлены на рынке. Ими пользуются, например, курьерские компании. Касса занимает мало места и долго держит заряд. Пример такого устройства – Меркурий-180К. Аппарат подходит, если предприниматель оказывает конкретный перечень услуг или имеет минимальный ассортимент.
Но что делать, если необходимо печатать развернутые чеки или, например, работать в ЕГАИС? АТОЛ предложил свое решение – автономную кассу FPrintPay-90АК от АТОЛ. В статье мы рассмотрим ее возможности и ограничения, режимы работы, расскажем о том, как подключить устройство и сравним его с POS-системой.
В центре внимания функции автономной кассы FPrintPay-90АК
Когда возможностей обычной мобильной кассы недостаточно?
FPrintPay-90АК можно назвать доработанным кассовым аппаратом. Она печатает более подробные чеки. Через специальное ПО в устройство можно занести базу данных с различными атрибутами товара (наименованием, ценой). Во время продажи кассир, выбирая позицию, сразу видит нужный товар и стоимость. С 1 июля торговые точки должны фиксировать розничные продажи алкоголя. Чтобы работать в системе ЕГАИС, кассовое устройство соединяют с УТМ HUB (в нем установлен транспортный модуль, который будет передавать данные об операции на сервер РАР).
FPrintPay-90АК позволяет работать в ЕГАИС и печатает подробные чеки
POS-система или мобильная касса: что выбрать?
Кассовый аппарат не обладает преимуществами POS-системы. Например, устройство не рассчитано на широкий список наименований, у него нет гибких настроек для работы кассиров. Но если автоматизация на базе POS-системы требует компьютера для товароведа, печатающего устройства и пр., а это оборудование занимает много места, решение с мобильной кассой более компактно. Для автоматизации требуются сам кассовый аппарат, УТМ HUB (его можно разместить даже в подсобном помещении) и планшет (он нужен, если необходимо осуществить факт приемки товара). Преимущество этого решения – в экономии места и мобильности, но взамен приходится жертвовать функционалом.
Мобильная касса экономит место, но взамен приходится жертвовать функционалом
Ограничения мобильной кассы
Неширокая интеграция. Если к POS-системе можно подключить различное оборудование, например, весы, сканер штрихкода, печатающее устройство, дисплей покупателя, эквайринговую систему для приема оплаты банковскими картами, то к кассе из-за недостаточно мощного ПО уже не получится. Сотрудники АТОЛ разработали решение для небольших магазинов, которым необходима минимальная автоматизация с ограниченным функционалом, позволяющая работать в системе ЕГАИС.
Зависимость от компьютера. Для обновления базы товаров мобильной кассе необходим ноутбук или компьютер, в то время как настройки POS-системы позволяют ей обновлять базу данных, например, через почтовые серверы. То есть у POS-системы нет необходимости в том, чтобы рядом постоянно был компьютер. С мобильной кассой другая ситуация. Занесение базы данных происходит по следующей схеме: на ноутбуке запускают утилиту от производителя, подключают кассу и переносят на нее необходимую информацию.
Чтобы обновить базу, мобильной кассе нужен ноутбук
Усеченные модули скидок. Если у POS-систем гибкий набор дисконтных программ (например, скидок, связанных с определенной датой, или на группы товаров, на отдельные позиции), то на мобильной кассе можно выполнить только простейшее действие. Потребуется вручную ввести код скидки, и устройство ее применит.
Неавтоматизированные действия. Главным образом они связаны с работой в системе ЕГАИС. В POS-системе свой уровень софта: все происходит автоматически, и кассир может не обращать внимания на то, какой товар отпускает. Если клиент покупает алкоголь, программа автоматически выдает дополнительное окно с номером бутылки для подтверждения штрихкода PDF417. При работе с мобильной кассой алкоголь отображается как обычный штрихкод, и необходимо вручную вызвать дополнительное окно проверки PDF417, куда можно было бы ввести данные с бутылки.
Отсутствие обратной связи. Если у POS-системы есть обратная связь в форме отчетов о розничных продажах за смену, то в мобильное устройство пока не заложены товароучетная функция и интеграция с товароучетными системами.
Мобильное устроство не интегрируется с товароучетными системами
Как подключить FPrintPay-90АК?
На сайте производителя можно скачать инструкции по быстрому запуску и вводу в эксплуатацию устройства. Приведем простой порядок работы с кассой.
Подключаем мобильную кассу
- Сборка на физическом уровне. Мобильную кассу, сканер штрихкода и УТМ HUB (транспортный модуль) соединяют между собой.
- Базовые настройки. Кассовый аппарат подключают к компьютеру и устанавливают драйверы для того, чтобы первый определялся как виртуальный COM-порт. На сайте производителя скачивают утилиту, которая позволит заполнять таблицы (FPrintPay-90АК работает по принципу стандартных кассовых аппаратов и фискальных регистраторов. Он содержит ряд таблиц, в которых указывают информацию о типе чека, кассирах, проводимых операциях).
- На кассе устанавливают дату, выполняют настройки юрлица, указывают стандартный набор атрибутов (КПП, ИНН и проч.). Эти данные будут передаваться транспортному модулю и отправляться на сервер РАР с прикрепленной электронной подписью.
- После указания стандартных атрибутов заполняют остальные таблицы. Например, прописывают параметры товара (наименование, цена, секция), пароли кассиров, при необходимости работают с шаблоном чека (нефискальную информацию на нем можно менять), указывают типы оплаты. К кассе можно подключить банковский терминал. Тогда потребуется проверить в настройках существующие типы оплаты и при необходимости ввести свои для того, чтобы потом отдельно принимать наличные и безналичные денежные средства.
- Регистрация чека происходит так же, как на обычном кассовом аппарате. Сканер выполняет две функции: служит идентификатором штрихкода и подтверждает PDF417. То есть он считывает штрихкод товара. Если продают алкоголь, дополнительно считывают PDF417. Если цена товара указана, то используют ее. Если нет, вводят вручную. Набор клавиш практически не отличается от стационарного кассового аппарата. В завершение операции закрывают чек, нажав кнопку «Итог».
- FPrintPay-90АК формирует фискальные отчеты x и z. Доступен ряд операций: продажа, возврат, сторнирование (отмена одной позиции в непроведенном чеке), аннулирование. Печать чека ведется на ленте шириной в 57 мм.
FPrintPay-90АК формирует фискальные отчеты x и z
Режимы работы:
- Реализация. Стандартная процедура продажи, в результате которой печатается чек с наименованием приобретенного товара, ценой и общей суммой. Порядок действий следующий. В заранее заведенной базе находят нужный продукт. Если это алкоголь, то подтверждают его PDF417. При необходимости кассир вручную вводит цену или использует ту, которая указана в информационной базе.
- Сторнирование. Внутренняя процедура, которая необходима, если клиент отказывается от одной из позиций непроведенного чека. Кассир выбирает нужный товар и сторнирует. Изделие все равно отображается, но в продажу уже не попадает.
Если товар подпадает под ЕГАИС, последовательность увеличивается на одно действие. При сторнировании алкоголя повторно считывают PDF417 для того, чтобы отменить продажу, которую уже отметили по данному штрихкоду.
- Возврат. При возврате алкоголя повторно считывают идентификатор товара и PDF417. Актуальный возврат возможен в течение суток, пока данные отображаются в открытой смене. Тем не менее операцию возврата можно провести и позже.
- Отмена текущего чека или аннулирование. Если у POS-системы широкий набор функций (аннулирование, возврат, обмен, сторнирование и отмена чека), то на мобильной кассе все упрощено. Чтобы убрать одну позицию, используют сторнирование. Текущий непроведенный чек очищают через функцию аннулирования. Если чек проведен, требуется процедура возврата.
Подведем итог
Принцип работы FPrintPay-90АК практически не отличается от обычной кассы (на некоторых стационарных кассовых аппаратах уже появилась функция ввода данных о товаре). В комплект к нему требуется сканер штрихкода и УТМ HUB – транспортный модуль, который передает данные о продаже алкоголя на сервер РАР.
В комплект входят сканер штрихкода и транспортный модуль УТМ HUB
УТМ HUB необходимо настроить. На него заходят через компьютер или планшет и выполняют настройки (например, выбирают сеть – беспроводную или проводную). Обоим устройствам из комплекта – кассе и транспортному модулю – необходима первоначальная настройка. После этого они могут работать автономно.
Для чего нужна FPrintPay-90АК?
Устройство направлено на то, чтобы заменить POS-систему. Рассмотрим ситуацию на примере.
Если у клиента небольшая торговая точка с пропускной способностью в 5–10 чеков за смену, установить POS-систему бывает сложно. Для оборудования может не хватить места. Кроме того, систему автоматизации необходимо снабжать элементами энергозащиты, чтобы в процессе работы не было отказов по питанию. Перед началом эксплуатации потребуется наладить обмен данными между POS-системой и товароучетной программой, чтобы информация о поступающих изделиях и ценах своевременно обновлялась. Также нужно провести обучение сотрудников. Еще один немаловажный пункт: полноценная автоматизация на базе POS-системы обойдется дороже мобильной кассы.
FPrintPay-90АК – решение проблемы. Она компактна, и у нее нет требований к рабочему месту и электричеству (устройство работает от аккумулятора). Это полноценное решение, которое предоставляет необходимый функционал. Интерфейс интуитивно понятен и не отличается от обычного кассового аппарата. Освоить его легко.
Мобильное устройство подойдет для небольшой рабочей точки, где важна экономия места
Замена POS-системы мобильной кассой – задача амбициозная. В каком-то плане она выполняется, в каком-то нет. Например, остается открытым вопрос о взаимодействии ПО с товароучетными программами.
Решение создано для магазинов с небольшой пропускной способностью. Если количество чеков приближается к нескольким в 1–2 минуты, возникают проблемы с быстрой идентификацией товара. Например, в сетевых магазинах работают следующим образом: устанавливают стационарный сканер, проносят мимо него товар, и устройство считывает штрихкод. Это ускоряет процесс обслуживания клиента. Проводить так же быстро товар с помощью ручного сканера или устройства со считывающим элементом не получится. В результате время ожидания клиентов увеличится, и у последних может возникнуть негатив.
Мобильные решения не подходят для магазинов с высокой пропускной способностью
Как бы ни увеличивалась мощность мобильных решений, у них есть предельное количество номенклатуры (эти данные загружают в оперативную память), которое обеспечивает быстрый поиск. Стационарные решения оперативнее загружают и находят товар. На кассовом проходе скорость обслуживания клиентов критична. В магазинах с ограниченным ассортиментом, например, в 2 тыс. наименований, где в час проходит 1–2 продажи, клиент, скорее всего, легко подождет несколько секунд, пока продавец отпустит товар.
Исходя из таких условий, можно определить, что подходит для конкретной торговой точки: мобильная касса или стационарное решение.